Сахарный диабет традиционно считается болезнью старшего возраста. Однако не только взрослые сталкиваются с нарушениями углеводного обмена. Более того, некоторые формы патологического процесса встречаются по большей части у детей и подростков. Например, тот же СД 1-го типа, который носит аутоиммунный характер.
Любая болезнь, особенно такая тяжелая как сахарный диабет, налагает отпечаток на личность человека. И вопрос в этом случае не столько в тяжести патологии, сколько в количестве ограничений и требованиях к поведению, образу жизни. Дети в целом не слишком склонны рефлексировать на тему своих недугов. За очень редкими исключениями. Но болезнь рутинна, назойлива и все равно участвует в формировании личности ребенка.
Как правило отпечаток может проявляться в форме эмоциональных или поведенческих проблем. Причем у подростков степень остроты психологических проблем выше. Поскольку он встречаются с патологией и ограничениями внезапно, не адаптируются с самых ранних лет.
С чем же сталкиваются дети, и как преодолеть возникающие проблемы на фоне сахарного диабета.
Почему у детей с СД развиваются психологические проблемы
Психологические и поведенческие расстройства развиваются в результате целого ряда негативных факторов:
- Первое и, пожалуй, основное, это постоянный стресс. Сахарный диабет регламентирует чуть ли не каждый шаг ребенка. От того, как нужно питаться и когда это делать до допустимой степени физической нагрузки, активных игр. Взрослый может себя ограничить и более-менее быстро адаптироваться. Но дети, изучая мир через активность, игры, эксперименты, воспринимают лишения труднее и дольше к ним привыкают.
- Второе — это неприятные симптомы. Компенсировать сахарный диабет можно не сразу. Даже если он был пойман в момент манифестации, дебюта. До момента полного контроля болезни может пройти не один месяц. Между тем проявления сахарного диабета мучительны и неприятны: полиурия, постоянная жажда, кожный зуд, утомляемость. Они изнуряют и мешают жить.
- Третье — ограничения питания. Нельзя ни конфет, ни кондитерских изделий. Нужно контролировать каждый шаг. А здоровым сверстникам — можно.
- Особенности поведения взрослых. Не обязательно родителей, это могут быть бабушки, дедушки, опекуны, даже врачи и учителя. Если мать, отец проявляют тревогу, напряженность, а учителя или другие «казенные» люди проявляют пренебрежение или выражают жалость, это на подсознательном уровне провоцирует ощущение неполноценности. Пусть ребенок пока не может его в полной мере ни осознать, ни прочувствовать.
- У более взрослых людей возникает осознанное чувство собственной неполноценности. Особенно, если нужно постоянно принимать инсулин, установлена помпа.
Таким образом получается, что источников для развития психологических проблем более чем достаточно. Все они складываются в единый комплекс.
Как было сказано выше, все психологические проблемы детей и подростков с СД делятся на эмоциональные и поведенческие.
Эмоциональные касаются внутреннего мира, высшей нервной деятельности. Наиболее часто встречаются такие расстройства:
- Повышенная тревожность. Дети, которые имеют серьезные проблемы со здоровьем, традиционно более пугливы, боязливы. Растут плаксивыми и ранимыми личностями. С поправками на психотип и социально окружение.
- Раздражительность, агрессивность. В качестве метода компенсации и отстаивания личных границ.
- Чувство собственной неполноценности. Из-за невозможность нормально питаться, играть, учиться. Также возможны насмешки сверстников, недоброжелательное отношение медицинского персонала поликлиник, больниц или учителей в школе.
- Апатия, отсутствие интереса. Интересно, что дети с СД и другими болезнями более подвержены депрессиям. Хотя ранние депрессия у детей считалась чем-то очень редким. На самом деле это не так.
Поведенческие нарушения встречаются не реже. Часто они идут в системе с аффективными, эмоционально-волевыми расстройствами. В числе наиболее распространенных можно назвать:
- Боязнь контактов. Ребенок опасается знакомиться. Развиваются ранние формы социофобии.
- Отсутствие склонности к коммуникации. Дети с тяжелыми заболеваниями традиционно меньше общаются со сверстниками. На начальных этапах вынужденно. Например, из-за невозможности ходить в сад или домашнего обучения в школе. Затем же, все больше добровольно. Или из-за привыкания к такому стилю жизни, или по причине отсутствия навыков общения. Кстати говоря, одно другому не мешает.
- Агрессивность. Возможна и другая крайность, когда ребенок проявляет агрессивные черты, склонен к насилию. Много дерется, конфликтует без причины. Это форма самозащиты или самоутверждения. Зависит от превалирующих психологических установок и проблем.
У детей с заболеваниями вроде СД, которые мешают нормально жить, проблем обычно целый ворох. С ними нужно разбираться. Перекочевав во взрослый период, они создадут много сложностей и на работе, и в личной жизни.
Как справиться с проблемами
Проработать психологические проблемы можно самостоятельно. Но это сложно и с большой вероятностью имеет минимум перспектив. Лучше всего обратиться к грамотному детскому психологу. Можно спросить, что делать своими силами, или же показать чадо специалисту.