Сахарный диабет налагает много ограничений: на питание, уровень физической активности, образ жизни в целом. Учебная деятельность в этом отношении отличается мало.
Дети-диабетики нуждаются в тщательном подборе формата обучения. Посещение общеобразовательной школы, получение знаний в рамках стандартных аудиторных занятий подходит далеко не всегда по объективным причинам: скачки сахара, необходимость постоянного, неусыпного контроля за состоянием гликемии.
В российской практике и практике стран постсоветского пространства применяют 4 основных формата школьного обучения:
- Аудиторные занятия.
- Домашнее обучение.
- Дистанционное обучение.
- Семейное обучение.
Если не брать семейное обучение, которое так и остается вариантом экзотическим, остаются три. Какое же лучше всего подходит ребенку с сахарным диабетом?
Диабетик и аудиторные занятия
Аудиторное школьное обучение — это классический формат.
Ребенок посещает школу 5-6 раз в неделю, получает знания в классе. Взаимодействует со сверстниками, отвечает у доски, ходит на различные занятия, делает домашние задания. Выполняет контрольные работы и т.д.
Стандартный формат имеет два плюса:
- Общение и социализация без дополнительных усилий со стороны родителей.
- Адаптация к формату учебы. Что очень полезно при подготовке к дальнейшему получению образования в старших классах, колледже или ВУЗе.
Однако с диабетиками все не так просто, минусов гораздо больше:
- Невозможность постоянного контроля сахара. Можно носить с собой глюкометр. Однако систематическим им пользоваться трудно из-за особенностей организации учебного процесса. А с поправкой на возраст, не все дети вообще способны без помощи контролировать гликемию в силу слишком юного возраста.
- Проблемы с питанием. Приемы пищи у диабетика часто расписаны по часам. Из-за особенностей обучения есть по графику мягко говоря сложно. И это не учитывая то, что рационы детей в школе не отвечают никаким медицинским требованиям.
- Отсутствие адекватной помощи при развитии неотложных, острых состояний. Медицинский персонал школ представлен в лучшем случае медсестрой или фельдшером, которого к тому же часто не бывает на месте. Лучшее, что могут сделать местные специалисты — вызвать скорую. Но этого часто недостаточно, требуются мероприятия по стабилизации состояния.
- Невозможность нормального введения инсулина, если он нужен. Препарат требует бережного хранения. Ребенку придется носить с собой много лекарств и шприцы. А маленькие дети, которые не могут вводить инсулин сами, вообще лишены возможности лечиться вне стен дома.
Также не стоит оставлять за скобками вопрос комплексов, психологического дискомфорта от публичного пользования глюкометром или использования инсулина. Ребенка с заболеванием вполне могут записать в изгои, сделать предметом издевательств и насмешек.
Вывод: аудиторное обучение — вариант для детей с очень вялым, мягким течением диабета (а такое встречается нечасто). И то не всегда. Даже в этом случае ребенка нужно тщательно инструктировать и обучать жизни с заболеванием, мерам самостоятельного контроля и самопомощи.
Вообще же, при СД посещать общеобразовательную школу — вариант не самый лучший. Что касается социализации, ее можно организовать и иными, не менее эффективными методами.
Ребенок с диабетом и домашнее обучение
Домашнее обучение — вариант куда более распространенный среди диабетиков и не только.
Образовательный процесс меняется. Учителя приходят к ребенку домой сами, учат его в индивидуальном порядке по специально разработанному графику и плану.
Нагрузка остается прежней, а местами оказывается выше. Однако второстепенные виды активности, такие как физкультура, из плана исключаются.
Домашнее обучение при диабете имеет немало плюсов:
- Возможность полного, качественного контроля над заболеванием. Ребенку не нужно ходить в школу и сидеть там по несколько часов, с утра до глубокого дня.
- Отсюда же — возможность правильного питания, своевременной помощи.
- Есть и сугубо академические преимущества — более качественное усвоение знаний, поскольку учитель проверяет их индивидуально.
Минус один — отсутствие типичной социализации. Однако на самом деле это вопрос лишь дополнительных усилий. Можно социализировать ребенка в рамках групп по интересам, художественных и прочих кружков и т.д. В условиях, где болезнь держать под контролем просто и не нужно опасаться за здоровье.
Вывод: домашнее обучение детям с сахарным диабетом подходит хорошо. Это один из оптимальных вариантов. Сопутствующие сложности, не связанные с течением заболевание решить нетрудно.
Дистанционное обучение диабетиков
Дистанционное обучение — не самостоятельная форма получения образования, а вариант взаимодействия учителя и учеников.
С точки зрения организации, форматы могут быть самыми разными: групповые и индивидуальные занятия, сдача онлайн-тестов, просмотр видеолекций и т.д.
Как бы то ни было, этот формат не предполагает посещения школьных занятий, аудиторий. С точки зрения преимуществ и недостатков, они такие же, как при выборе домашнего обучения. Разве что возникают дополнительные требования к технике, стабильности интернет-соединения.
Что же в итоге?
Дети в большинстве своем страдают Mody-диабетом и диабетом 1-го типа. Это сложные заболевания, которые почти всегда требуют многократного контроля сахара и лечения инсулином.
Обеспечить комфортные и безопасные условия диабетику младшего возраста вне дома, в школе не сможет никто. Даже при большом желании — таковы особенности системы образования, организации процесса на местах. Теоретически, вопрос могла бы решить инсулиновая помпа. Но и она не дает стопроцентных гарантий.
Поэтому лучшее решение для ребенка с нарушениями здоровья — домашнее или дистанционное обучение. В любом случае, не лишним будет обсудить вопросы школьного обучения с детским эндокринологом.