Стоит ли отдавать ребенка диабетика в сад: теоретические и практические вопросы

Детские дошкольные учреждения позволяют родителям работать, а детям учиться общению со сверстниками, получать ценный социальный опыт. Тот самый, который пригодится в будущем. Это все хорошо, но как быть, если у ребенка сахарный диабет? Ответ на вопрос может быть различным и зависит от массы факторов.

Аргументы «за»

Среди аргументов в пользу посещения сада даже несмотря на тяжелое заболевание:

  • Социальный опыт. Детские дошкольные учреждения позволяют ребенку-диабетику получить ценный опыт взаимодействия с другими детьми, научиться самостоятельности, освоить базовые принципы общения со сверстниками.
  • Нормальное развитие. Поскольку через социализацию психологическое развитие идет быстрее. По крайней мере, так утверждают многие психологи.
  • Возможность чувствовать себя полноценным человеком. Нередко дети, несмотря на отсутствие житейского опыта и развитой рефлексии, понимают, что с ними что-то не так. По мере взросления ощущение неполноценности из-за заболевания только усиливается. Отсутствие социального опыта, возможности посещать сад ребенок может воспринимать как дополнительное доказательство, признак своей неполноценности.
  • Привыкание к социальным ситуациям. Детский сад помогает привыкнуть к социальному взаимодействию. Тогда и адаптация к условиям учебы в школе будет куда проще.

С другой стороны, все эти преимущества можно обеспечить ребенку и без детского сада, если хорошо постараться.

Аргументы «против»

Аргументы против сада не менее убедительны:

  • Необходимость постоянного контроля заболевания. Сахарный диабет, особенно 1-го типа, а именно такой у детей чаще всего и встречается, требует регулярного измерения уровня глюкозы, введения препаратов. В условиях детского сада обеспечить должный уход, контроль можно не всегда.
  • Низкое качество работы садов. Сады не укомплектованы необходимым оборудованием и персоналом для оказания первой доврачебной помощи. Порой даже медицинский кабинет закрыт. В таких условиях рассчитывать на быстрое реагирование не приходится.
  • Низкий уровень подготовки персонала. Воспитатели, няни зачастую не имеют никакого образования, кроме разве что школьного. Не говоря о базовом медицинском. Хотя встречаются исключения, но реалии таковы. Это же касается и врачей. Из-за не самых лучших условий труда, рассчитывать на высокую квалификацию медицинского работника обычного дошкольного учреждения не приходится. А значит и своевременной помощи, даже просто контроля состояния ребенка в течение дня не будет.
  • Вероятность осложнений. Из-за отсутствия качественного контроля, в любой момент может случиться декомпенсация СД, резкий скачок сахара. А это опасно для здоровья, жизни ребенка.
  • Вероятность дезадаптации. Может выйти и обратная ситуация, когда ребенок, посещая сад и ощущая себя не таким, как другие, будет тушеваться. Такое поведение сверстники могут расценить как слабость. Ребенок станет грушей для битья и объектом насмешек, издевательств. Результатом может стать психологическая травма, которую просто так не искоренить.

Аргументы против посещения сада при сахарном диабете должны заставить задуматься. Теоретически, каждый из названных моментов можно проработать. Вопрос лишь в возможностях и желании.

Что же в итоге

Понятно, что в обычном муниципальном саду где-нибудь в регионах (да и в мегаполисах) рассчитывать на высокий уровень дошкольных учреждений не нужно. Персонала не хватает, а тот что есть часто не соответствует компетенциям, не имеет достаточной квалификации. Частные сады даже при большом желании не всегда могут обеспечить ребенку безопасность, просто потому, что диабетики, дети с особенностями — это не их профиль.

Выхода из ситуации два.

Первый и наиболее очевидный — не отправлять ребенка в сад. Беспокоиться об отсутствии социализации и прочем не стоит. Такая позиция уже давно не выдерживает никакой критики. Социализация возможна и в малых группах. Достаточно обеспечить ребенку общение с детьми знакомых, друзей. Записать его в кружок: рисования, музыки и т.д. Прочие проблемы тоже можно преодолеть, если создать ребенку условия для полноценного, но безопасного общения.

Второй вариант — найти сад, где есть специальная группа для диабетиков. Их не так много, но они есть. По крайней мере в каждом крупном регионе. И чаще всего даже не по одному. Существуют даже специальные дошкольные учреждения компенсирующего типа. Впрочем, если и удастся найти такой, мест на группах не много, что-то около 10-20 в одном учреждении. А значит и шансы попасть в диабетическую группу мало.

Эти варианты примерно равноценны. И там, и там, свои сложности, недостатки и преимущества. Последнее слово за родителями. Готовы ли они посвящать много времени ребенку, организовывать его развитие? Что касается обычных садов, в подавляющем большинстве случаев отдавать туда ребенка с диабетом — идея хуже не придумаешь. Делать этого не стоит в целях его же безопасности.

В любом случае, при решении вопроса, стоит ли отдавать ребенка-диабетика в сад, нужно опираться на течение диабета, качество компенсации, время, в течение которого ребенок будет находиться в учреждении, уровень самого сада и прочие факторы.

Кроме прочего, настоятельно рекомендуется пообщаться с врачом, проконсультироваться у детского эндокринолога по вопросу целесообразности посещения дошкольного учреждения.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Прокрутить вверх